В февралетого 1882 года Кано
с несколькими своими учениками открывает собственную школу в храме
Эйседзи. Это и был всемирно известный ныне Кодокан, «Институт изучения пути»,
который тогда разместился в четырех помещениях. Самое большое - площадью 4хб м
- отвели под додзе. В первый год существования школы в ней было лишь девять
учеников. У начинающего преподавателя не хватало средств для оборудования даже
самого небольшого помещения. Необходимую сумму Кано получил за перевод с
английского языка книги "Трактат по этике", сделанный по заказу
министерства образования.
Дата открытия Кодокана
отождествляется с днем рождения дзюдо - самобытной системы воспитания японской
молодежи, созданной Дзигоро Кано на базе древнего дзю-дзюцу. Кано уже давно
влюбился в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо сохранить как культурную
драгоценность Японии; однако он был убежден и в том, что дзю-дзюцу следует
приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что основополагающие
принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан Дзюдо, дисциплины
разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь. Сравнивая
дзю-дзюцу с Хи-наянои, «малой колесницей» с ограниченным размахом, он уподобил
Кодокан Дзюдо Махаяне", «великой колеснице», охватывающей как личность,
так и общество в целом. «Если труд человеческого существа не приводит к благу
общества, — говорил Кано, — жизнь этого человека тщетна». “Я начал с того, что
стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и
придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и
физическое начала”. Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо. “Дзю” означает
мягкий, скромный, “до” - путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума.
Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение
дзюдоиста к сопернику и к жизни. Додзе примыкал к главному залу храма, где на
стенах висели деревянные таблички, посвященные памяти умерших. Нередко, когда
борьба проходила чересчур интенсивно, сотрясение пола вызывало постукивание
табличек. По вечерам это напоминало танец таинственных духов. В этой необычной
обстановке звуки падающих дощечек, а порой и треск сломанных половиц, которые
не выдерживали натиска падающих тел, приводили в трепет редких прихожан. После
тренировок сам наставник Кано лез под пол, обвязав голову полотенцем, чтобы
уберечься от густой паутины, укреплял балки и заменял сломанные половицы. На
следующий день все повторялось.
|