“Дзюдо - это путь к наиболее эффективному
способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении
искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и
воспитывая волю”, - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей
системы воспитания.
Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в
“Кодокан”, должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих
пунктов:
1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то
не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
2. Своим поведением я обещаю не уронить
достоинство “Додзе” (зала дзюдо).
3. Я никогда не выдам секретов школы
непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом
месте.
4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то
моего учителя.
5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать
правила “Кодокана”, сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им
стану.
Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей
системы. Знаменитая формула Дзигоро Кано, изложенной в инструкции “Кодокана”:
“Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер,
скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и
слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня
своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же
силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то
он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В
этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при
нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И
теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия,
сохраняю также все свои 7 единиц силы.
На какой-то момент я становлюсь сильнее своего
противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших
усилий”.
Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению
максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является
достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил:
“Максимальный результат - фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более
того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического
воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей
во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно
добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как
он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим.
Словом, этот принцип может стать искусством жизни”.
В 1884 году Кано удалось выстроить додзё побольше (хотя
его размеров все еще хватало только на двенадцать матов) и установить
регулярные дни открытых соревнований. К этому времени постепенно сформировалась
классификационная система — первоначально в ней было три начальных уровня (кю)
и три уровня для мастеров (дан). Дзёдзиро Томита (1865—1937) и Сиро Сайго
(1866— 1922) стали первыми тренерами, удостоенными ранга сёдан. В массовом
сознании существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее
престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету -знание)
отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова
надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного
им же боевого искусства. До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой
гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс
Вначале идут шесть ученических степеней: б кю - белый пояс, 5 кю - желтый, 4 кю
-оранжевый, 3 кю - зеленый, 2 кю - синий, I кю - коричневый. Далее следуют 10
мастерских степеней - данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного
цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса,
6-8 дан - пояса красно-белые, 9-10 дан - пояса красного цвета.
Примерно в то же время Кано ввел кан-гэйко, «тренировку
при холодной погоде», — тридцатидневку особых зимних тренировок с четырех до
семи часов утра. К 1885 году число желающих обучаться у него возросло до
пятидесяти четырех человек; к нему обратилось даже несколько иностранцев.
Первыми его иностранными учениками стали, судя по всему, два брата Истлэйк из
Соединенных Штатов (долго они не продержались, но в 1899 им на смену пришел
профессор Лэдд из Принстонского университета, который провел в Кодокане десять
месяцев серьезных тренировок). В 1866 году Кано вновь переехал, на сей раз в
Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов — в
том году к нему записались девяносто девять учеников. В додзё при Фудзими-тё
ученики с уровнями дан впервые начали носить черные пояса как знак своего
статуса. Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса",
вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи
при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком
и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично
заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии
различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии,
получили название "каппо" - от слов "кацу"
("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена
способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек,
получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать
свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с
освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на
жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не
применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов
высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного
самосовершенствования
В течение следующих лет представители Кодокана начали
выделяться на открытых состязаниях, организуемых Национальным агенством
полиции. Эти славные победы давно стали частью мифологии Кодокан Дзюдо.
Многие школы старых стилей, подобные Синдо Рокуго Кай, объединялись, чтобы
противостоять Кодокан Дзюдо, но такие организации просто не могли сравниться с
подробно продуманной и тщательно спланированной системой Кано.
В апреле 1988 года Кано и преподобный Т. Линдсей
представили статью «Дзю-дзюцу» (и, возможно, провели демонстрацию) членам
Азиатского Общества Японии — исследовательской группе, состоявшей их
англоговорящих иностранных дипломатов, профессоров и бизнесменов. В этой статье
авторы утверждали, что, хотя и существуют свидетельства того, что некоторые
японские боевые искусства формировались под влиянием китайского бокса,
дзю-дзюцу имеет чистые национальные корни. Статья иллюстрировала принцип дзю на
примере легенды о древнем учителе, который наблюдал, как ветви ивы прогибаются,
но не ломаются под тяжестью снега. В ней приводились также истории о знаменитых
мастерах дзю-дзюцу, в том числе и рассказ о Дзюсине Сэкигути (1597—1670).
Однажды, когда Сэкигути и его господин проходили по узкому мосту, господин
решил устроить проверку мастеру дзю-дзюцу и неожиданно столкнул того с края.
Сэкигути подался назад и, казалось, начал падать, но в последнюю секунду
вывернулся, и ему пришлось спасать своего господина, который по инерции чуть не
полетел вниз головой в воду. К 1889 году, когда Кано вновь перебрался в район
Ками-Нибан-тё, у него было уже более полутора тысяч постоянных учеников и
несколько отделений Кодокана в разных частях Токио. Кодокан Дзюдо Кано уверенно
прокладывал свой путь к выдающемуся положению в мире боевых искусств
современной Японии.
В течение этого периода режим дня ученика, живущего в Кодокане, — большинство из
таких учеников Кано обеспечивал из собственного кармана — был не менее суровым,
чем жизнь монаха. Ученик, живший при школе, должен был подниматься в 4:45 утра
и заниматься безукоризненной уборкой своей комнаты, служебных зданий и всей
территории. День был четко разделен на время изучения книг (философия,
политические науки, экономика и психология) и практику дзюдо. Во время изучения
книг ученик должен был надевать кимоно с хакама (специальными очень широкими
штанами) и сидеть в сэйдза. Даже когда ученик не работал с книгами и не
тренировался, он был занят обслуживанием гостей, приготовлением пищи или ванн.
День заканчивался в 9:30 вечера.
Раз в неделю Кано и ученики встречались на чаепитии, а послеобеденное время по
воскресеньям посвящалось продолжительной прогулке. Девизом академии Кано были
слова: «Делай сам», поэтому каждый ученик лично отвечал за стирку и штопку
своей одежды. Личное расписание Кано было точно таким же, если не считать
дополнительных нагрузок; часто ему приходилось просиживать всю ночь над
переводами для Министерства Образования в попытках свести концы с концами. На
следующий год в Сима То-мидзака-тё был выстроен прекрасный додзё на сто матов,
и тогда впервые была назначена небольшая оплата за обучение (в течение всей
жизни Кано оплата занятий в Кодокане оставалась вполне приемлемой благодаря
поддержке множества щедрых покровителей). В 1895 году в Кодокане были
официально введены гокё-но-вадза, пять групп инструкций. Каждая группа состояла
из восьми показательных техник — взмахи ногами, броски и падения. В 1986 году
была окончательно установлена сётю-гэйко — так сказать, «тренировка в разгар
лета», жаркая противоположность холодной «зимней тренировке», которая
практиковалась там уже давно.
В течение этого года Кано начал читать регулярный курс лекций по трем элементам
дзюдо, суть которых можно выразить следующим образом.
Дзюдо как физическое образование
Цель физического образования, говорил Кано, заключается
в том, чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе
физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично.
Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишь
определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает
физическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзюдо
определенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме
того, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые
нужно выполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки и
обороны. С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном
стиле. В обоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу
сэйрёку дзэн-ё — «наиболее эффективное использование силы».
Дзюдо как спорт
Рандори является основой состязания в дзюдо, спортивным
элементом системы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются
одержать чистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному
использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет
собой, таким образом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и
позволяет ученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в
сравнении с другими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что
соревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзюдо, и ее значение не
следует переоценивать.
Дзюдо как этическая подготовка
Обучение Кодокан Дзюдо, по мнению Кано, помогает
человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и
сосредоточенным. Еще более существенно то, что Кодокан Дзюдо рассматривалось
как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано — дзита кеэи,
«взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы
Кодокан Дзюдо — прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное
поведение — являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзюдо в повседневной
жизни: 1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни,
внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем
окружающим. 2. Владей инициативой в любом начинании. 3. Осмысливай полностью, действуй решительно. 4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и
подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
В1906 году Кодокан вновь расширяется; на сей раз он
переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в
то же время стандартом становится дзюдо-ги (форменная одежда дзюдо) в том виде,
в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а
куртки шились по самым разным образцам). В 1908 году японский парламент
принимает закон об обязательном обучении кэн-до или дзюдо в средних школах.
Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся,
что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял
открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой
противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства
(дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много
лет после смерти Кано, и следует признать, что демонстрируемое на Олимпиадах
дзюдо имело мало общего с исходными идеалами Кодокан Дзюдо).
В 1902 году Кано посетил Китай с целью официального осмотра образовательных
заведений. Династия Цин разваливалась, и обстановку в Китае едва ли можно было
назвать идеальной. По возвращении Кано расширил академию для обучения китайских
студентов, которую он основал несколькими годами ранее в надежде, что эти
студенты смогут «сделать глоток свежего воздуха», а вернувшись, помогут в
модернизации своей родины. Хотя это не входило в список обязательных дисциплин,
некоторые китайские студенты занимались Кодокан Дзюдо во время своей учебы в
Токио. Кано вернулся в Японию в середине января 1891 года; его путешествие
длилось шестнадцать месяцев. К несчастью, за это время Сайго попал в
неприятности. Как уже упоминалось, в те ранние годы некоторые воспитанники
Кодокана продолжали посещать соперничающие школы с целью проверки своего
мастерства. Среди них был и Сайго, который, в компании приятелей из школ
дзю-дзюцу, но не из Кодокана, слонялся по шумным рыночным площадям и принимал
любой вызов на состязание. Однажды Сайго и его приятели столкнулись с группой
борцов сумо, которую возглавлял чудовищный Арауми, «Бушующее Море». Арау-ми
быстро расправился с его товарищами, и Сайго пришлось вступить в бой. Хотя
Сайго был пьян от сакэ, ему все же удалось уложить Арауми на лопатки. Но когда
огромный борец вонзил зубы глубоко в щеку Сайго, тот не выдержал и начал бить
его кулаками. Последовала отчаянная драка между сумоистами и представителями
дзю-дзюцу, кто-то вызвал полицию, и вся компания угодила в тюрьму.
Дело осложнялось тем, что в общей свалке Сайго ударил нескольких полицейских.
Членам Кодокана удалось вытащить Сайго из-под ареста, но, когда Кано узнал об
этом происшествии, ему не оставалось ничего иного, кроме как исключить своего
лучшего ученика «за нарушение правил Кодокана». Сайго сбежал в далекий Нагасаки
и бросил занятия дзю-дзюцу и дзюдо (в Нагасаки Сайго занялся кю-до, японской
стрельбой из лука, и достиг в этом искусстве не меньшего совершенства, чем в
дзю-дзюцу). Когда Сайго умер, Кано, в знак прощения, присвоил своему
своенравному бывшему ученику посмертный ранг «Шестой Дан Кодокан Дзюдо». Один
из лучших учеников Кано - Маэда, рост которого составлял 5 футов 5 дюймов, а вес — 154
фунта*, участвовал в тысяче состязаний, не проиграв ни одного соревнования в
стилях, сходных с дзюдо, и потерпев лишь одно-два поражения в поединках с
профессиональными борцами. В Бразилии, где он остался до конца своих дней,
Маэда стал известен как Конте Комте («Граф Поединка»), а его жесткая система
боя, которую сейчас называют «грациозным дзю-дзюцу», используется некоторыми
бойцами в современных профессиональных схватках «без запретов».
Примерно в то время, когда Маэда совершал свои бойцовские туры, тем же
занимался и американец по имени Эд Сантеру (точное произношение его фамилии
неизвестно). В дополнение к тому, что он был первоклассным мастером борьбы в
западном стиле, Сантеру очень быстро перенял техники своих противников из
направлений дзю-дзюцу и Кодокан Дзюдо (кроме вышеупомянутых представителей
Кодокан Дзюдо, множество воспитанников других школ появлялось в Америке уже с
1880 года). Обогатившие опыт сражений Сантеру японские мастера боевых искусств
потеряли для него элемент неожиданности, и очень скоро он начал регулярно
побеждать представителей Кодокан Дзюдо или, по меньшей мере, сводить поединки с
ними вничью. Говорят, что он брал приступом даже японские центры, а позже
объявил себя чемпионом мира по дзюдо. Его последний документированный поединок
прошел в 1924 году в Лос-Анжелесе против представителя Кодокан Дзюдо по имени
Ота; три раунда этой схватки закончились ничьей.
Кано с самого начала не одобрял подобной практики свободных состязаний — именно
за нарушение этого правила он исключил из школы своего любимого и
многообещающего ученика Сайго — и несколько раз устанавливал запреты, в которых
осуждал подобные соревнования как «противоречащие духу Кодокан Дзюдо». Никогда
за все то время, пока Кано возглавлял Кодокан Дзюдо, его целью не была победа в
поединке любой ценой. Уже в преклонном возрасте, после посещения одного из
состязаний, чрезвычайно разочарованный Кано собрал его участников и отругал их:
«Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами; ни в одном из приемов,
которые я сегодня видел, не было ни отточенности, ни изящества. Я никогда не
учил никого такому Кодокан Дзюдо. Если все вы будете думать только о победе с
помощью грубой силы, наступит конец Кодокан Дзюдо». К сожалению, создатель
дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине
массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и
девушек, мужчин и женщин. Миллионы людей всех возрастов занимаются дзюдо.
Казалось бы, мечта создателя сбылась. Но... Дзигоро Кано в наименьшей степени
рассматривал свою систему как вид спорта, хотя, несомненно, понимал, что тяга
молодежи к соперничеству будет вызывать желание помериться силам и выявить
лучшего.
Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве
ведущей, более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под
названием "дзюдо", далеко от того, что задумывал и создавал его
автор. Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не
востребованы. Мы видим лишь вершину айсберга, причем вершину, которая под
влиянием времени изменила свои очертания, приобрела новые контуры и мало
напоминает первоначальную форму. Технику дзюдо Кано рассматривал как средство
самосовершенствования на пути достижения этического идеала. Сегодня во главу
поставлен, увы, результат, те же пресловутые голы, очки, секунды, которые
принесли много бед нашему отечественному спорту. Да и на родине дзюдо, в
Японии, вопросы престижа на мировом татами оттеснили на второй план идеи,
которыми руководствовался великий просветитель.
По окончании крупнейших соревнований Международная
федерация дзюдо выпускает видеокассеты с записью церемонии открытия и
награждения участников, наиболее интересных моментов борьбы. В историю вошли
кадры, снятые на Чемпионате мира 1989 года, когда на высшую ступеньку
пьедестала почета взошел очередной представитель Японии Кога. Наряду с
высочайшей техникой, которую он продемонстрировал на пути к золотой медали,
Кога поразил еще и тем, что по окончании финального поединка, в сопровождении
хрупкой девушки, выполняющей функции судьи при участниках, чемпион мира плакал,
вытирая набегавшие слезы рукавом кимоно. Это была реакция человека, отдавшего
все силы, физические и нравственные, борьбе. Обычные человеческие эмоции,
которые естественны и привычны для других видов спорта, применительно к дзюдо в
концепции Дзигоро Кано выглядят не совсем уместно.
Программа Кодокана, который ныне располагается на улице
Косуга в районе Буки-нье и представляет собой семиэтажное здание с самым
большим в мире додзе (1000 кв.м), с пятью малыми и средним залами, где
одновременно могут заниматься несколько сот человек, с собственным
научно-исследовательским институтом, включает и несколько комплексов боевых
приемов и самозащиты для мужчин и женщин. Теория различает 10 способов атаки
(кобо-ити), когда противник: 1)2) намерен
ступить назад; 3) пытается отойти влево или вправо; 4) намерен
<войти в прием>, который он хочет провести; 5) напряжен и жестко
зафиксирован; 6) двигается хаотически и поспешно, движения опережают
мысли; 7) начал выполнение приема; 8) попытался применить прием,
но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение; 9) поняв
невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение;
10) вернулся в первоначальное положение. Много бросков основываются на
непроизвольной реакции брошенного, заключающейся в нескоординированном
движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого
технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.
Существует 3 раздела техники дзюдо - нагэ-вадза - техника бросков, катамэ-вадза
- техника удержания, болевых приемов и удушений на земле и атэми-вадза -
техника ударов в уязвимые точки человеческого тела, что же касается отдельных
приемов, то можно сказать, что их неисчислимое количество. Эти виды техники отрабатываются
в виде рандори - учебных схваток и ката - фиксированных парных форм, причем
отдельные приемы представляют собой очень сложные действия. Если
проанализи-ровать и обобщить все эти технические приемы, разделяемые на
множество видов и имеющие множество вариантов, мы поймем, что во всех них
используются единые базовые действия (кихон доса). В качестве таких основ
обычно указывают на: 1) сисэй (позиция, положение тела) и кумиката
(классическая техника захвата); 2) синтай (передвижения вперед и назад)
и тай-сабаки (повороты, развороты); 3) тикара-но схо (способы
ис-пользования силы); 4) кудзуси (выведения из равновесия); 5)
цу-кури (подготовка приема) и какэ (проведение приема); 6) укэми (приемы
самостраховки) и др. В любом виде спорта подчеркивается важность основ.
Осо-бенно большое внимание основам традиционно уделялось в дзюдо, кэндо и
других видах спорта, которые издревле существовали в Японии в виде воинских
искусств. В связи с этим в на-чале изучения дзюдо считалось необходимым, прежде
всего, выработать соответствующий образ мыслей, настрой (кокоро-гамаэ), и
наставники не передавали ученикам никаких технических приемов до полного
овладения ими основами техники. Величественное здание, видимое глазу,
возводится после завершения работ над созданием фундамента, который невидим.
Точно также и в дзюдо следует строить правильную технику на прочном фундаменте
основ. Если не заложить этот фундамент, то, сколько бы сил ты ни приложил,
большей частью потратишь их зря и не добьешься ожидаемого результата, трудно будет
до-биться больших успехов. Изучающий дзюдо сначала должен хорошо понять
важность основ, затем приложить силы для овладения ими, а после
усовершенствования своей техники постоянно возвращаться к их отработке. намерен ступить вперед;
- Классическая техника
Кодокан дзюдо включает в себя 67 приемов 5 техник борьбы в стойке:
- 1 техника бросков руками
(15)
- 2 техника бросков корпусом
(11)
- 3 техника бросков ногами
(21)
- 4 техника бросков с
предварительным падением атакующего на спину (5)
- 5 техника бросков с
предварительным падением атакующего на бок (15)
- и 19 приемов 3 техник
борьбы в партере:
- 1 техника удержаний (7)
- 2 техника удушающих приемов
(12)
- 3 техника болевых приемов
(10)
Олимпийский статус спортивного раздела оттенил
прикладной аспект этого изначально боевого вида единоборства. Мало кто знает,
что служащие органов охраны правопорядка Бельгии, Германии, Голландии, Франции
в обязательном порядке изучают дзюдо-ханми, технику традиционного дзюдо,
которую неспециалисту крайне сложно отличить от джиу-джитсу. Эта ветвь дзюдо
существует самостоятельно и резко отличается от Кодокан-дзюдо. Но и здесь,
несмотря на то, что эта система, изобилующая ударными действиями, включающая
работу с классическим оружием, весьма эффективна в реальной обстановке, нельзя
не заметить влияния благородных идей Дзигорс Кано - реформатора джиу-джитсу.
Запрещенными являются болевые воздействия на суставы пальцев, глаза, рот и нос,
удушающие приемы разрешается проводить только при помощи одежды. Расширение
географии дзюдо привело в итоге к проведению мирового чемпионата который
состоялся в 1956 году, естественно, на родине этой популярной борьбы. Второй
чемпионат мира состоялся через два года также в Японии. Соревнования
проводились без деления участников по весовым категориям. Сильнейшими стали
хозяева Сёдзр Нацуи и Кодзи Сонэ. После трехгодичного перерыва в Париже в 1961
году состоялся II чемпионат мира, который закончился сенсацией: золотую медаль
завоевал голландец Антон Хеесинк, выигравший в финале у Сонэ. Эта первая
неудача родоначальников дзюдо вынудила японцев ввести весовые категории. На
чемпионате мира 1965 года их было четыре, на последующих - уже пять весовых
категорий: до 63 кг,
до70 кг, до 80 кг
до 93 кг
и свыше 93 кг.
Затем число весовых категорий было увеличено до семи и у мужчин, и у
женщин: соответственно до 60, до 65, до 71, до 78, до 86, до 95, свыше 95 кг и до 48, до 52, до 56,
до 61, до 66, до 72 и свыше 72
кг.
В настоящее время соревнования проводятся в весовых
категориях: у мужчин до 60
кг, до 66
кг, до 73
кг, до 81
кг, до 90
кг, до 100
кг и свыше 100 кг и до 48 кг, до 52 кг, до 57
кг, до 63
кг, до 70
кг, до 78
кг, свыше 78
кг у женщин. Кроме того, проводятся турниры в
абсолютной категории, где могут участвовать спортсмены
любого веса. Международная федерация дзюдо (ФИД) основана в 1951 г. В программе
Олимпийских игр с 1964 г.
(кроме 1968 г.).
На Олимпийских играх в Мюнхене в 1972
г. японцы проиграли в абсолютной категории голландцу
Рюске и нашему Виталию Кузнецову, а в среднем весе — Шоте Чочиашвили.
Дважды олимпийскими чемпионами за всю историю дзюдо
становились В.Рюска (Голландия), П.Зайзенбахер (Австрия). Х.Сайто и Т.Номура
(Япония), Д.Дуйе (Франция), В.Легень (Польша).
|