Техника дзюдо
Дзюдока (практикующий дзюдо)
должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять
равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик
должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых
движений».
Обучение технике
дзюдо начинается с обучения умению правильно падать ("укэми").
Очень важным элементом для
избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще
до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых
суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки
выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно
45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и
отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и
приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы
должны быть плотно прижаты друг к другу.
При падении вперед
существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых
суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в
сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на
грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину
подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок
подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.
Основой любого технического
действия является стойка ("сиcэй"). Естественное положение тела
("сиcэй хонтай") – ноги на ширине плеч, вес тела находится на
передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.
В защитном положении
("сиго хонтай") ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести
находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.
Огромную роль в дзюдо играет
техника передвижения ("синтай"). Основное передвижение –
"цуги-аси" – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между
стопами должно оставаться неизменным.
Говорят, что истинное дзюдо
начинается с правильного захвата ("кумиката"). При этом надо иметь в
виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем
самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста
и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.
При совершении того же
действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к
себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».
Важными элементами
основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты
("тайсабаки") и способы выведения противника из равновесия
("кудзуси").
Техника дзюдо
традиционно делится на 3 раздела:
- техника бросков
(нагэ-вадза),
- техника сковывания
(катамэ-вадза) и
- техника нанесения ударов в
уязвимые точки тела (атэми-вадза).
Броски в дзюдо
сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами,
рывками и толчками и делятся на:
- проводимые из стойки
(тати-вадза) и
- проводимые с падением
(сутэми-вадза).
Проводимые из стойки
броски, в свою очередь, делятся на:
- проводимые в основном
руками (тэ-вадза),
- проводимые в основном
тазобедренным суставом (коси-вадза) и
- проводимые в основном
ногами (асивадза).
Проводимые с
падением броски делятся на:
- броски с падением на спину
(масутэми-вадза) и
- броски с падением на бок
(ёко-сутэми-вадза).
Техника сковывания
(катамэ-вадза) делится на:
- удержания
(осаэкоми-вадза),
- удушения (симэ-вадза) и
- болевые приемы на суставы:
локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).
Техника нанесения
ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
- удары руками (удэ-атэ),
- удары ногами (аси-атэ) и
- удары головой (атама-атэ)
В спортивном дзюдо удары
запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на
глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере
разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.
|