Ассоциация айкидо (Айкикай)
была основана 9 февраля 1948
г. То есть , эта форма будо приспособлена для нашей
эпохи. Помимо приемов самообороны, Уэсиба выработал особый "способ
жизни", основанный на идее айки. С ранней юности основатель айкидо
прилежно изучал техникидзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в
стиле дай- то-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны , он
задумал уникальную, чисто "оборонительную" систему. Она сочетала в
себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении
оборонительных движений против одного или нескольких нападающих.
В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не
приняты методы "рукопашного боя" - наоборот, целью является избежать
близкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старых дзюцу
Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ). По
его мнению, только эти техники подходили для эффективной самозащиты (нагэ) от
вооруженного или невооруженного нападения. Данные техники позволяют свести к
нулю силы нападающего, но не за счет приложения своей собственной силы, а за
счет искусного применения ускользания, особых движений тела (таи-саба- ки) и
контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него самого. Уэсиба хотел
создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным,
но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем
иностранным влияниям давался отпор), свободным от китайских техник (кэмпо). М.
Уесиба> Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники
вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям. Cам он определял свое
искусство как "путь любви к человечеству". Своей жизнью оcнователь
айкидо воплотил идеал древних японских мастеров меча: "Куацу дзин
кэн", то есть, "возвращение людей к жизни посредством меча", или
способность "заставить человека понять сухость его истинной природы,
отрезав все, что в нем есть плохого". Для Уэсибы плохим было все, что
противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать
себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его
мнению, следовало заменить "мечом ума" - столь же эффективным, но не
таким смертоносным. В айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между
дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он
делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри). Всё это и
было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования, Согласно
Уэсибе, только тот, кто полностью материализовал в себе это интуитивное
восприятие гармонии всего во вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям,
может войти в высшее состояние "за пределами страха, лености и гордыни и
стать поистине свобод- ным". Основатель мечтал о том, чтобы айкидо стало
школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума,
в которой ритуалы были бы заменены "смягчением" первого и очищением
второго. Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в
совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать
непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн). Все упражнения
айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических
барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение
бодрости и гармонии с окружающим миром. Если вы дышите правильно, если ваша
поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается
кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является
фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Тандэн). Тогда вы можете
предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не
применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по
кругу, центр которого в вашем Хара. Вот почему айкидо - это, "в сущности,
подготовка состояния, в котором между вами и космосом существуют особые отношения,
позволяющие вам само выражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но,
прежде всего, союз и гармония между двумя партнерами" (М. Рандом). Из
этого следует, что движения, должны выполняться плавно, по перетекающим друг в
друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом
(тай-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем
"вхождения". Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы
"контроля" (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вад- за).
Броски в Айкидо
В айкидо существует более семисот движений, относящихся к этим
двум вадза, причем все они в той или иной степени являются производными от
основных ката (форм), состоящих из освобождения от захвата (тэ-ходоки), бросков
противника на землю путем давления на его конечности (рофусэ) и обездвиживания
его воздействием на суставы (кансэцугаэси). В айкидо эти три движения являются
ос новой всех приемов самозащиты. В полный тренировочный курс айкидо иногда
входят также приемы работы с короткой, средней и длинной палкой (соответственно
дзе, тамбо и бо). К основным школам айкидо относятся: Айкикай Со Хомбу (техники
Уэсибы и его учеников), Йосинкай (техники мастера Сиоды), Йосэйкан мастера
Мотидзуки, Ко-риндо, Дайто и Такэда-рю. В токийском Кодокане также есть секция
айкидо.
|