Грация в исполнение ката
Согласно словарю С. И. Ожегова, "Грация - красота, изящество в
движениях", от латинского gratia - миловидность, прелесть. Однако, сам
термин абсолютно не подходит для обозначения того, что мы должны видеть и,
главное, делать. Согласитесь, понятие "прелесть" и
"миловидность" совершенно не обозначают то, чем является
исполнительское искусство ката. Термин этот, явно результат компромисса в связи
с отсутствием соответствующего перевода в русском языке, способного объяснить
одно из важных требований в исполнении ката.
Понятие, которое обозначено этим термином, являет
собой внешнее проявление устойчивости психики к восприятию стрессовых ситуаций
- чувство собственного достоинства. Ката должно быть исполнено красиво,
доставлять эстетическое наслаждение, как проявление гармонии "Ки".
Элементы должны быть исполняемы правильно, без ошибок, чисто и до конца, с
соответствующей осанкой, взглядом и демонстрацией Духа. Никакая манерность,
нарочитые движения или "артистизм" ни в коей мере здесь неприемлемы.
"Грация" в исполнении ката проявляется
только тогда, когда мастер демонстрирует единство сил Духа (воли - син), Тела
(тай), техники (хи), дыхания (кокю-хо) и проистеканием энергии (ки) вовне.
Достижение такого состояния не имеет ничего общего с простым напряжением мышц и
суровым выражением лица. Проявление эмоций на лице нарушает гармонию
"ки" и не имеет ничего общего с чувством собственного достоинства.
Напряжение мышц наоборот сдерживает проистекание энергии вовне (кимэ), а
проявление эмоций, например суровое выражение лица говорит о том, что Сознание
воина пребывает в смятении.
Демонстрировать ката другим можно только будучи
полностью уверенным в его безупречном исполнении. При безупречном исполнении
ката производит впечатление на зрителей таким образом, что совершенно далекий
от Боевых Искусств человек невольно проникается уважением к исполнителю.
Пожалуй о "Грации" больше нечего сказать.
|