Ката - коаны каратэ. Часть 1
Во всех боевых искусствах Востока одним из самых важных методов овладения
мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов,
сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера. В
японских боевых искусствах их называют "ката".
Особое место ката занимают в традиционном каратэ. Это ярко проявляется в
неустанном подчеркивании ведущими японскими мастерами необходимости постоянно
отрабатывать такие комплексы. Например Мабуни Кэнва, основатель школы Сито-рю,
так пишет о ката: "Самое важное в каратэ - ката. В них собраны все приемы
нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их
правильно.
Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать
только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в
каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи
вариаций, и в схватке все опробовать невозможно... Одна-две ката - вот
единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием,
что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для
расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в
области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы
человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли
пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время
их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх
всяких ожиданий.
Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если
методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы
участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов
приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью
занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание
твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности и
заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие
тренировки - другую половину".
Особое значение ката придавалось на родине каратэ, на острове Окинава, где,
судя по воспоминаниям Фунакоси Гитина и других мастеров, они подчас
превращались в единственный метод тренировки. При этом, несмотря на полное
отсутствие учебных поединков, о которых столпы каратэ не упоминают, бойцы на
Окинаве добивались высочайшего мастерства в искусстве поединка, что не вызывает
ни у кого сомнений.
Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к ката и вера в их
эффективность у мастеров традиционного каратэ? Вопрос этот сложен и в то же
время актуален, ведь не секрет, что многие современные рукопашники заявляют о
полной непригодности ката для подготовки бойца. Итак, попробуем разбраться в
сущности феномена ката.
Пожалуй, ключ к его разгадке скрыт в словах, которые часто повторяют мастера
боевых искусств: "Ката - это коаны каратэ". Они раскрывают значение
термина "ката" через сопоставление его с одним из важнейших элементов
тренинга в дзэн-буддизме. Для нас это означает необходимость сначала
разобраться с сущностью дзэнских коанов, а уже затем, путем сравнения, выявить
сущность ката.
Дословное значение термина "коан" (кит. "гуан-ань") -
"публичный отчет". Чаньский наставник Чжунфэнь Минбэнь (1263-1323),
исходя из этимологии, следующим образом раскрывает значение этого слова:
"Гун, или публичный (гласный), - это тот единый путь, которым следовали
мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для
целого мира. Ань, или отчет (запись), - это ортодоксальные писания, которые
фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали (основными) принципами...
Слово гун, или "всеобщий", означает, что гун-ань кладут конец
частному пониманию; слово ань, или "запись случаев", означает, что они
находятся в соответствии с Буддами и Патриархами".
Чаньские гун-ань одноименны с гласным судебным разбирательством,которое
практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от этого, Чжунфэнь проводил
аналогию между работой чиновника, ведущего такое разбирательство, и учением
наставника Чань (дзэн). Когда человек не может самостоятельно решить свое дело,
он обращается в суд, где специальный чиновник на основе записей прецедентов
выносит решение по его делу. Так же и в случае с гун-ань. Если чаньский адепт
не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную проблему, достичь
озарения, он обращается к наставнику, который при помощи гун-ань (то есть
записи прецедента "озарения") помогает ему в этом.
Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн
ранее. Хотя коан является описанием вполне конкретной ситуации диалога
конкретных лиц (иногда скрытого), он выходит за рамки частного понимания и
содержит в себе некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех
просветленных мастеров и понимаемое как "абсолютное". Поэтому коан
является гарантом достижения просветления в будущем теми, кто будет его
практиковать. По словам Чжунфэня, "гун-ань не является частным мнением
отдельного человека, но, скорее, Высшим принципом, который признается истинным
сотнями и тысячами бодхисаттв трех сфер и десяти направлений так же, как и
нами. Этот принцип пребывает в гармонии с духовным источником, совпадает с
Непостижимым Смыслом, разрушает рождение-и-смерть и преступает ограниченность
страстей. Он не может быть понят посредством логики, он не может быть передан в
словах, он не может быть разъяснен в писаниях, он не может быть измерен
разумом".
|