Ката - коаны каратэ. Часть 2
Теперь рассмотрим, что представляют собой ката каратэ. Слово
"ката" может записываться двумя разными иероглифами, один из которых
имеет значения "шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение,
традиция", а второй - "форма, вид". Если рассматривать ката
каратэ как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать
состояние озарения. И действительно, ныне широко известна идея, согласно
которой древние, традиционные ката были смоделированы мастерами по ситуациям
реальной схватки с несколькими противниками; они фиксируют озарение мастера и
технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном
поединке.
Таким образом, ката - это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а
в движениях (кстати говоря, "Сутра помоста шестого патриарха", на
которую опирается весь дзэн-буддизм, называется во введении "внезнаковыми
предписаниями"). При этом значения "трафарет, шаблон" или
"форма" подразумевают не столько следование чисто технической
традиции, заложенной мастером, сколько возможность достижения просветления на
основе "прецедента".
С точки зрения дзэн-буддизма коан, а вместе с ним и ката, выступают как
"живое слово", неотделимое от просветленного сознания, при достижении
которого снимаются противоречия между субъектом и объектом. Это не обычный
логически связанный текст (такой текст в дзэн-буддизме называют "мертвым
словом"), в котором передается какая-либо информация. Ката не читают, его
переживают. Сущность ката заключается не в получении какой-то информации, а в
переводе субъекта (в процессе интуитивного созерцания им этого "живого
слова") из обычного состояния сознания в просветленное.
Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как
носителя просветленного знания и ученика, общения явного или неявного.
Для профана "живое слово" неотличимо от "мертвого".
Только если последователь дзэн в процессе его интуитивного созерцания достигает
нового, просветленного состояния сознания, слово "оживает". И тогда
"текст", или ката, как знаковая структура, фиксирующая определенные
субъектно-объектные отношения, перестает для него существовать. Как учил
Хуэйнэн, автор "Сутры помоста", 6-й патриарх Чань-буддизма, "о
чем бы ни шла речь, не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно
говорить; точно также, о чем бы вы ни мыслили, не будет ни того, кто может
мыслить, ни того, о чем можно мыслить".
В этой идее лежит ключ к пониманию правильной практики ката. Если на
начальном этапе обучения ученик загоняется в жесткую структуру движений и
ритма, то после достижения просветления эта жесткая структура перестает для
него существовать. Исчезают все субъектно-объектные отношения, открываются
возможности для полноценного независимого творчества мастера на ином
качественном уровне - на уровне просветленного сознания.
Важно отметить, что для конкретного индивида далеко не каждое ката пригодно
в качестве "средства" (кит. фанбянь) достижения просветления. Оно
должно быть строго индивидуализировано в зависимости от личностных особенностей
и способностей ученика. Это, с одной стороны, обуславливает принципиальную
неисчерпаемость форм, в которых истина может быть выражена, а, с другой, лишний
раз подчеркивает роль Учителя в нахождении подходящего "средства".
Поэтому в современных школах боевых искусств, например в каратэ, утвердилась
практика "токуй ката" - "ката-конька", которое ученик
ощущает "своим".
Так как дзэн-буддизм считает критерием истинности достижение личного
просветления, что согласуется с постулатом Бодхидхармы о необходимости
"прямой передачи вне текстов",то сами эти "тексты" могут
изменяться, чтобы соответствовать духу времени. Не зря школу Дзэн называли
также "школой патриархов". Поэтому те изменения, которые вносили
крупные мастера в ката на протяжении многовековой истории боевых искусств в
соответствии со своим пониманием и ощущениями, в дзэн-буддизме отнюдь не
рассматриваются как кощунство и уничтожение сакральной сути "формы".
Ведь в этой измененной "форме" запечатлена "истинная природа"
нового мастера, достигшего просветления.
Таким образом, согласно воззрениям древних наставников боевых искусств, ката
являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности
последователя каратэ с целью достижения им просветления, с которым приходит и
эффективность в бою.
|