Осознание сути каратэ
Все чаще и чаще в последнее время я слышу, как люди говорят, что человек,
которому нанесли удар каратэ, неизбежно умрет либо через три года, либо - через
пять. Это звучит безжалостно и печально одновременно. Доля правды, однако,
здесь есть. Поэтому мне хотелось бы хотя бы вкратце коснуться этой темы.
Утверждать, что если вы нанесете противнику тот или иной удар, то он
приговорен к смерти через три или пять лет, по меньшей мере безграмотно. И в то
же время, человек, даже не потерявший сознания в момент удара, может через
несколько лет действительно умереть. И причиной смерти будет тот самый удар многолетней
давности. Значит, определенные удары каратэ способны сократить жизнь? Доля
правды в этом есть.
Давайте разберемся. Как все происходит? Я не сомневаюсь, вы видели, и не
раз, фотографии каратистов, которые одним ударом голой руки разбивают доски или
многослойную кладку черепицы. И, как правило, первый слой остается целым, а
нижние получают серьезные повреждения. Взглянув на слой, который получил удар
непосредственно, вы не заметите на нем никаких признаков или последствий
сильного механического воздействия. То же самое происходит и с человеческим
телом. Никаких синяков, опухолей, кровоподтеков, но внутренние органы могут
быть серьезно травмированы. Известно много случаев, когда человек, получивший
удар, не чувствовал даже боли. Время шло - иногда годы - и вдруг она
появлялась. Человек уже позабыл о давнем ударе, а тот оказался роковым... Боль
усиливалась, становилась невыносимой... Конец у таких историй часто трагичный.
Но наносить подобные удары, равно как и разбивать бревна и кирпичи - это одно.
Истинное же значение Каратэ-до - совершенно другое. Это вещи совершенно разного
порядка.
Предположим, что человек, искушенный в каратэ, легко разбивает пять толстых
досок, лежащих друг на друге. Другой человек, ничего не знающий о каратэ, но
сильный и хорошо тренированный, сможет разбить три, а то и четыре доски. Значит
ли это, что второй постиг смысл и значение каратэ? Ну конечно, нет. Попытайся
он применить свою силу в поединке, его, наверняка, ждет поражение. Да, он
здорово сумел накачать мышцы рук, он силен, но он совершенный невежда в знании
природы и духа боевого искусства.
Помню, как опасались полицейские власти столицы в первое время моего
пребывания в Токио, что каратэ может быть использовано как смертельное оружие.
Сегодня, думаю, люди не так наивны и глупы. Я уже прожил в Токио несколько лет,
когда один высокий полицейский чин сказал мне следующее: "Знаете ли, тот,
кто имеет при себе пистолет или нож, может быть арестован за незаконное
хранение оружия. У каратиста оружие - его руки и ноги. За это не арестуешь... Я
прошу вас: предостерегите своих воспитанников. Они не должны пользоваться тем,
что умеют, в делах противоправных. Ведь в стране так много бандитов и
хулиганов".
Я понял, что если в моем классе окажется человек недостойный, склонный к
преступлению, а я научу его каратэ, то есть вручу ему орудие убийства своими
руками, мое имя будет опозорено навеки. Через мой тренировочный зал прошли
десятки тысяч учеников, моих воспитанников. Я знаю точно: ни один из них не
использовал мои уроки в низких целях. Я очень этим горжусь. Горжусь теми, кого
научил боевому искусству каратэ.
На уроках я постоянно твердил, что каратэ, в первую очередь, искусство
самозащиты. Оно не терпит агрессивности, оскорбительных действий. Тогда это уже
не каратэ. В одной из первых своих книг я писал: "Осторожней со словами,
следите за ними, выбирайте нужные. Не хвастайте, не давайте повода для зависти,
иначе наживете много врагов. Не забывайте старую мудрую поговорку:
"Крепкое, высокое дерево ураган может сломить. А ива склонится, и буря
пройдет мимо". Главные нравственные ориентиры Каратэ-до - благоразумие,
осторожность и скромность.
Потому я всегда учил своих воспитанников быть начеку, в постоянной боевой
готовности, и если дело дошло до применения каратэ, на слова и действия, унижающие
противника, тут же накладывается строжайший запрет. Я наказывал им ни при каких
обстоятельствах не пускать в ход кулаки, решая личные конфликты. Должен
признаться, некоторые, особенно самые "молодые и горячие" спорили со
мной. Они считали, что каратэ можно применить в любой ситуации, если чувствуешь
в этом необходимость.
В этом суть повального заблуждения об истинном смысле и значении каратэ.
Если в конфликте любой силы и серьезности дело дошло до каратэ, разногласия тут
же становятся вопросом жизни и смерти. На земле нам отпущено не так много
времени: несколько десятков лет. Можем мы часто позволять себе споры, решение
которых - либо жизнь, либо смерть?
В любой ситуации каратэ не должно применяться для нападения. Приведу пример
в доказательство своей правоты. У меня, правда недолго, тренировался один
молодой человек. Он решил испробовать силу своего удара на собаке, которая
охраняла дом по соседству. Итог такой. Парень промахнулся, чего не скажешь о
псе. Тот оказался на высоте и искусал нахала, как следует: швы накладывали в
больнице плюс обязательные уколы против бешенства.
Что до меня, так собака в них нуждалась больше. Как видите, каратэ не терпит
извращения своей сути и наносит удар тому, кто это позволил. Я хочу объяснить
значение еще одного термина, так называемого "каратэ чоп" - рубящий
удар. Термин используют профессионалы рестлинга. Честно говоря, я беру на себя
большую смелость, т.к. мало знаю о профессиональном рестлинге. Их поединки
видел только по телевидению: я не любитель толпы и сборищ, поэтому не хожу ни
на стадионы, ни в спортивные залы, где проводят чемпионаты.
Этот удар "каратэ чоп" - главное оружие Рикидо-сана, человека,
который сделал все возможное и невозможное для развития профессионального
рестлинга в Японии. За что многие, и я, в первую очередь, его очень уважают.
Мне было любопытно, где он учился каратэ. Оказалось, когда Рикидо-сан был уже
известным борцом сумо, он брал уроки у Юкио Тогавы, моего бывшего воспитанника.
После каратэ он перешел в профессиональный рестлинг. Другими словами, он уже
был мастером нескольких боевых искусств, которые считал обязательными в своем
деле.
Его знаменитый "каратэ чоп" я увидел по телевизору. Это было не
что иное, как разновидность удара сюто в каратэ. "Сюто" значит
"рука-меч": рука бойца действует, как меч или как нож. Пальцы руки
вытянуты и плотно сжаты.
Сходство этих двух ударов бросается в глаза, и все же это два разных удара.
Вспомню свои телевизионные впечатления. Положение рук и движения Рикидо-сана
напоминали что-то из детской игры: так ребенок размахивает игрушечным мечом из
бамбука. В каратэ "сюто" меньше всего походит на детские забавы, он
устрашает. А на деле это смертоносный удар, подобный удару острым лезвием меча.
"Сюто", нанесенный в область шеи или горла - верная и мгновенная
смерть. Если попасть по плечу, лопатка разбивается вдребезги. Это тот самый
удар, которым иногда (есть и другие) разбивают доски и кирпичные кладки.
"Каратэ чоп", несомненно, младший брат, а то и дитя
"сюто". Но опытному каратисту разница видна сразу. В каратэ, скажем,
рука редко поднимается выше головы. (Только начинающим велят поднимать руку
повыше, когда они отрабатывают ката, так добиваются большей свободы движений).
Знаток же никогда не поднимет руку так высоко, как принято в профессиональном
рестлинге при ударе "каратэ чоп".
Идем дальше. В рестлинге рука вытянута во всю длину. Каратист сгибает ее в
локте, здесь удар требует немного движений, он короткий, иногда даже незаметный
- настолько стремительный. "Каратэ чоп" выполняется иначе. Внешне,
может быть, эффектней. Простой на первый взгляд "сюто" - удар
страшный, смертельный.
Глава из книги Г. Фунакоши
«Каратэ-до - мой образ жизни»
|