Основатель каратэ-до (карате-до) и его
классического стиля Шотокан (сетокан), Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957
гг.) родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в
королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный
остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых
путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С
одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой,
многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем
убежище. С незапамятных времен каждый житель по своему существу и природе,
способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне
естественно, что под жестким давлением запрета ношения оружия с XV века и
практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые
технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство
самообороны.
Различные техники соединялись и отсеивались в условиях
жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась.
Внутреннее содержание "победить или умереть" призывало к максимально
эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы -
"одним ударом наповал, движение - минус противник", "только опыт
имеет значение", были основными. Несмотря на закрытый характер и
конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована
первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с
1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни
и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски -
Шаолинь-шу чуань ( Шорин - "молодой лес"). В отличае от
староокинавского направления Шорэй ("душа, постигшая просветление"),
где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе,
резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же
преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные
движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде
ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями
оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойденным
специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым
наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным
учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей
Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без
многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.
Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя.
В 90-м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна,
Тооно, Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось
нравственному и физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд
медицинских, социальных и педагогических реформ в области каратэ. После
инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную
программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения
Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ...
Хотя исчезла жизненная необходимость при
столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями
или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были
начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного
раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания
каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит
показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к
этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером
Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению
воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей
важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан.
Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского
флота также начали заниматься каратэ, после чего о нем уже заговорили и в
Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и
тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура,
Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы
демонстрировали свое искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая
справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В
1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин
выступает в "Бутокодене" перед официальными лицами Японии. Несмотря
на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не
популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под давлением военного
ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес
к боевым искусствам.
Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу
Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года
будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под
руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской
ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого
телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть
мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари
(разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне,
которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в
сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких
шансов. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству и
определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого
учителя была замечена. Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую
выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии.
Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с
вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее
были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало
огромную популярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по
джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал
ее учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо,
пораженный техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в
Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал
высокоэффективным и приобрел каратэ-подобные черты. Однако, ввиду конкуренции,
этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга "Рюкю Кэмпо
Каратэ" (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: "что
такое каратэ", "ценность каратэ", " тренировки и преподавание",
" организация каратэ", "основные принципы и ката": Хейан
1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин,
Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши,
Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и
китайские. В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ", были описаны
меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в
химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.
Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио
в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ
под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей
командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил
отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. "В каратэ каждый находит
то, что ищет",- говорил великий мастер.
Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде
всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году
университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания
студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж),
Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт
физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту
дисциплину у себя. В 1924 году публикуется этапная работа: Рентан Гошин
Каратэ-джитсу.
В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и
огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши
Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения
широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу -
Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю).
Реформа была неизбежна. "Каратэ может быть одно"- говорил Фунакоши
Гичин, и все с ним тогда соглашались.
В 1929 году Фунакоши изменил написание слова
"каратэ". Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием
радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в
1933 году Фунакоши обосновал измение написания слова "каратэ" в
работе "Дай Ниппон Кемпо Каратэ" (великий японский метод кулака
пустой руки). В буддистких выражениях "Шики соку зеку, ку соку
зешики" (материя - пустое, все - суета. ) иероглиф "Ку" (правда,
истина, справедливость) может произноситься - "кара" -
"пустой". Он и заменил однозвучный иероглиф "кара"-
китайский.
"Как отполированная поверхность зеркала
отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже
шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия
и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он не
столкнулся" - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой,
безкорыстный, истинный). В 1935 году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь),
завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве
Фунакоши с соратниками провели огромную работу по
унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих,
признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все
специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году
опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката.
Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского
языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал
официального каратэ-до не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко
эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и
кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для
открытого обучения.
В 1935 году, при поддержке национального комитета,
начинает строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под
названием "Шотокан", на котором настояли ученики Фунакоши.
"Шото" или "Сёто" - псевдоним учителя, "Кан" -
здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со
всей Японии. Они с гордостью говорили: "Мы из Шотокана". В 1935 году
провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя
каратэ-до (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие
теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы
обязаны развитием мирового каратэ-до. Однако мастер предупреждал еще тогда, что
больший уход в сторону условно-показательного спорта приведет к потере сущности
боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия
искуства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой
нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет
понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу
(смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти)
только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном
направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на
концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа
покоится на трехсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая
форма. "До", которого должны придерживаться все последователи, теряет
естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю
используется для популяризации.
Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши
Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 - 1945).
Великий учитель видел в нем своего приемника, с ним он занимался индивидуально
и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал
ассистентом Гичина и управлял залом "Шотокан", вплоть до 1945 года.
Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая
используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки
Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввел удары с дальней дистанции и
технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары
ногами в верхний уровень: маваши - дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири,
технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками
были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945
году в Японии не могли лечить туберкулез, которым болел Йошитака, и он умер от
легочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как
истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва
(сияющий мир 1912 - 1989 гг.) привел Японию к национальной катастрофе 1945
года, к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году еще одна
невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в
связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными
принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым
занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного
договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трехмесячное турне по
американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато
(Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).
|